Поиск по этому блогу

пятница, 10 сентября 2010 г.

Осторожная демократия

«Единая Россия» снова победила. На этот раз это произошло во время дебатов на тему «"Единая Россия" - гарант свободы и демократии»
Победа единороссам досталась дешевле, чем чашка кофе в псковском кафе-баре «Эспрессо» (именно там, на верхнем этаже ЦУМа, проходили дебаты).

Переменная участь

Оппонентами должны были выступить представители «Справедливой России». Ждали Михаила Брячака, но его место занял Рустам Гусейнов (пресс-секретарь регионального отделения «Единой России»). Замена старого эсера на молодого единоросса прошла безболезненно. У Брячака – пышные усы, у Гусейнова – еле намечающаяся бородка, а в общем - разницы почти никакой.
За «Единую Россию»  в дебатах выступил Роман Романов (начальник Управления внутренней политики администрации Псковской области). Впрочем, он предупредил: «Я выступаю здесь как партийный деятель, а не как представитель администрации». Это было важное уточнение, а то в результате замен в головах присутствующих могла возникнуть некоторая путаница. Но в данных обстоятельствах гораздо важнее было, чтобы бармены выполняли полномочия барменов, а не кого-нибудь другого.
Прежде всего, партийный деятель Роман Романов заявил: «Единая Россия – гарант и источник развития демократии в России», и привел несколько аргументов.
Первый аргумент оказался исторический. По мнению Романа Романова, «у оппонентов "Единой России" сегодня нет исторических примеров успешных демократических преобразований. Наоборот, есть примеры отрицательные: сложность, конфликтность и опасность  развала страны в те моменты, когда начинают заниматься либеральным выстраиванием демократии». Представитель партии власти настаивал на том, что «большинство граждан, в первую очередь, интересует материальная сторона и политическая стабильность, и с их точки зрения демократические институты себя дискредитировали».
Второй аргумент звучал так: «Россия не имеет, и навряд ли будет иметь опыт сосуществования оппозиции и власти в том смысле, в котором это принято на Западе. Скорее, как правило, у нас есть большинство, и кучка людей, которые кричат: "Все ужасно, так жить нельзя!" И это, конечно же, не классическая оппозиция. У этих людей очень слабая социальная база».

Отпустить вожжи

Затем модератор дебатов (им был координатор Государственно-патриотического клуба, первый проректор по учебной работе ПГПУ Александр Седунов) предоставил слово «оппозиции».
Исполняющий полномочия (и.п.) оппозиционера Рустам Гусейнов смело произнес: « Сегодня для развития демократии не делается ничего. Явка на выборы начиная с 2003 падает на 10-15%. Падает и заинтересованность народа в развитии политических процессов». После этого Рустам Гусейнов (напомню, за пределами кафе-бара - пресс-секретарь регионального отделения «Единой России») со знанием дела произнес: «Чем занимается «Единая Россия сегодня – это своего рода барство. Вы поняли, что есть демократия, президент более либеральный пришел. И вы решили, что можно немножко отпустить вожжи. Это отличная картинка, но…»
Роман Романов, попивая кофе, не стал размазывать своего «оппонента» по стенке, а великодушно заметил: «Мы понимаем, что «система железных феликсов», иногда достаточно эффективная, не может быть основой регулярной модели общественно-политического устройство общества. Главная проблема российской истории заключается в поиске той самой середины, когда свобода не зажимается, но при этом мы имеем гарантии от хаоса». В терминологии Романа Романова, это и называется «осторожной демократией».
В рамках кафе «Эспрессо» свобода действительно не зажималась, а  хаос предотвращал модератор и отсутствие реальной оппозиции.

Анекдотичная ситуация

Один из вопросов из зала задала просто Надежда (она же – Надежда Орлова, руководитель регионального исполкома «Единой России»). «Социологи показывают, что в обществе наблюдается усталость от стабильности, - сказала она. - В анекдотах все больше мелькают члены высшего руководства, и это напоминает эпоху брежневского застоя. Партии власти не надоело быть ответственной за стабильность?»
«А кто ее спрашивает? – удивился Роман Романов. - Если она за это не отвечает – надо уходить в оппозицию».
Судя по всему, никто из присутствующих единороссов (Наталия Соколова, Юрий Сорокин, Дмитрий Ершов, да и сам Роман Романов) переквалифицироваться в оппозиционеры в ближайшее время не собирался. Разве что Рустам Гусейнов, и тот – на полчаса. Он партийное задание пытался отрабатывать честно. И.п. оппозиционера отметил, что «недавние события с пожарами показали, что ситуация не настолько уж стабильная и не настолько мы устали от нее… Последние 15 лет так называемой демократии все было сделано для того, чтобы все люди сидели дома, смотрели телик, пили пиво и больше ничем не интересовались».
Здесь Рустам Гусейнов был явно неправ, потому что в десяти метрах от него висел включенный телевизор, и это значило, что не обязательно сидеть дома, чтобы «смотреть телик». Ведь не случайно же в самом начале Роман Романов сделал важное политическое заявление: «Хоккей по телевизору идет. Очень трудно сосредоточиться на теме».
В завершении Надежда Орлова с места с улыбкой произнесла: «Сегодня прошли модельные образцово-показательные, без помидоров и обливания водой, без выкриков и пьяных шуток, дебаты». По-видимому, это теперь и называется демократия.
Алексей Семенов http://pravdapskov.ru/rubric/4/6461?