Поиск по этому блогу

пятница, 10 июня 2016 г.

ЕС в тупике: сообщество объявило войну свободе слова. Современные цензоры интернета в действии. Смертельный договор корпораций с красными комиссарами

МАРТИН ПРАШЕК (Martin Prášek) размышляет о методах современной цензуры, которая на прошлой неделе вышла на новый качественный уровень и смело конкурирует со своими коммунистическими и нацистскими предшественниками.
При минимальном интересе СМИ 31 мая произошло событие, которое означает де-факто цензуру соцсетей и поисковиков в ЕС. Речь идёт о «Кодексе борьбы с распространением нелегальных и ненавистных высказываний». 31 мая 2016 года Еврокомиссия опубликовала пресс-релиз: «ЕК и IT-компании представили кодекс поведения, который упорядочивает борьбу с онлайн-распространением нелегальных и сеющих ненависть высказываний».

Война против свободы слова

По мнению критиков, тем самым ЕК объявила войну свободе слова в Интернете. На основе своего рода обязательной политкорректной политики умиротворения между правительствами и интернет-корпорациями крупнейшие игроки IT-сферы (FACEBOOK, TWITTER, YOUTUBE, GOOGLE, MICROSOFT) договорились о создании системы, которая будет ликвидировать (и помогать криминализировать) заявленное «сеющее ненависть» содержание. Но, как учит нас история, эта политика принесла не мир, а мировую войну.
Отвратительно прикрываться погибшими в терактах для того, чтобы, как террористы, свернуть шею свободе слова.
Неудивительно, почему так мало об этом информировали мейнстримовские СМИ. Вопреки тому, какое влияние будет иметь эта мера на свободу распространения информации и мнений. Здесь, например, об этом сообщил только Technet. Цензура в любой форме является взрывной темой, и дискуссии о ней, о подавлении нежелательных мнений и, главное, фактов не помогли бы ни одному политику, который добивается её принятия. Поэтому необходимо широкой дискуссии избежать и надеяться, что она будет ограничена узким кругом IT-специалистов и сведущих дилетантов.

Первые жертвы цензуры в Швеции

Первой более-менее значительной жертвой новых правил, незадолго после их утверждения (уже второго июня!) стала член нью-йоркского Gatestone Institute, шведка Ингрид Карлквист, так как она позволила себе высказаться о мигрантах, изнасилованных и других проблемах в своей стране иначе, чем предписывает официальная «солнышковская» пропаганда. Её страница на Facebook была немедленно заблокирована. После того, как в некоторых шведских СМИ появился знак равенства между Facebook и цензурой, страницу разблокировали. Без извинений, конечно. Gatestone Institute обширно информирует об этом здесь.
Это противоречивое видео, которое чуть не стоило Карлквист существования в соцсетях, при этом не содержит ничего нового, кроме видео-презентации исследований Gatestone Institute Sweden: The rape capital of the West. Она основывается, в свою очередь, на официальных данных ООН, в частности, United Nation Office for Drugs and Crime. На странице этой организации возможно скачать данные статистики с 2003 года.
Последний доступный документ относится к 2012 году. На основе этих материалов можно сделать вывод, что, например, ЧР сохраняет стабильный показатель сексуального насилия 18,6 случаев на 100 тысяч жителей, в Швеции всё намного хуже, с 113,4 в 2003 году этот показатель вырос до 177,9 в 2012 году. Количество изнасилований в Швеции увеличилось за последнее время с 25 до 69 на 100 тысяч жителей. Наибольшие опасения вызывает в Швеции рост нападений сексуального характера на детей. С 37 в 2005 до 77,5 на 100 тысяч жителей в 2012 году. Я подчёркиваю, что это официальные данные ООН. Но остаётся лишь обратить внимание на то, что за 2014 и 2015 гг. данные пока недоступны.

Смертельный договор с европейскими комиссарами

Но вернёмся к утверждённому ЕС «кодексу поведения». Первое, что вам бросится в глаза – это то, кто с кем собственно договорился.
На английском языке это звучит так:
The Commission together with Facebook, Twitter, YouTube and Microsoft («the IT companies») today unveil a code of conduct that includes a series of commitments to combat the spread of illegal hate speech online in Europe.
В то время как в чешском переводе отсутствует Microsoft:
«Комиссия совместно с Facebook, Twitter, Youtube (далее «IT-компании») сегодня опубликовала кодекс поведения, куда входит и ряд обязательств по борьбе с онлайн-распространением нелегальных высказываний, сеющих ненависть в Европе».
Хотя в тексте ЕС есть и реакция Google, из ней следует, что и Google подписал договор, но в надписи компания не упоминается. Может ЕК боялась, что её сайт Google в своём поисковике заблокирует?

К чему обязались корпорации?

Посмотрим, какие обязательства на себя IT-компании под давлением ЕС взяли. Прежде всего, по созданию инфраструктуры, которая позволит сообщать о неуместном содержании в течение 24 часов, изучить его и ликвидировать. Ну, ладно. Остальное чтиво, как будто взято из романа Оруэлла.
«IT-компании будут поддерживать специалистов, чтобы они могли ознакомиться с содержанием, которое разжигает насилие и сеет ненависть в больших масштабах, особенно в рамках партнёрств с организациями гражданского общества предоставлением ясных данных об отдельных правилах компаний и инструкциях Сообщества о правилах по подаче информации и подходах об их извещении. IT-компании будут стремиться укрепить партнёрство с организациями гражданского общества, расширяя географический масштаб этого партнёрства, или партнёрами гражданского общества, которым предоставят поддержку и обучение и помогут им в их деле создания «надёжного информационного партнёра» или в подобной задаче с соответствующим акцентом на необходимость сохранения их независимости и доверия к ним.
IT-компании зависимы от поддержки стран-членов ЕС и ЕК, которые им помогут обеспечить доступ к представительной сети партнёров организаций гражданского общества и «надёжных репортёров» во всех странах-членах ЕС, чтобы они могли предоставлять очень качественную информацию. Всё зависит от IT-компаний, которые должны сделать доступными данные о «надёжных репортёрах» на своих сайтах».
То есть создание определённой сети информаторов, которые будут IT-компаниям сообщать о неуместном содержании сообщений или списки этих надёжных репортёров-информационных агентств предоставят ГОСУДАРСТВА и ЕС.

Оруэлловские НКО

«IT-компании и Еврокомиссия признают ценность независимой контраргументации, ставящей под сомнение ненавистную риторику, и предрассудки и в то же время свою будущую деятельность направят на идентификацию и поддержку этой независимой контраргументации, новых идей, инициатив и поддержку образовательных программ, которые стимулируют критическое мышление.
IT-компании интенсифицируют сотрудничество с организациями гражданского общества. чтобы они могли на основании проверенных методов обеспечивать обучение, которое касается борьбы с ненавистной риторикой и предрассудками. Далее это углубит диалог с организациями гражданского общества и поддержит таким образом организацию эффективных кампаний, которые ставят под сомнение данные проявления ненависти. Еврокомиссия в сотрудничестве со странами-членами ЕС внесёт вклад таким образом, что предпримет шаги, которые поведут к ограничению специфических потребностей и требований организаций гражданского общества».
Это означает, что IT-компании обязались не только замалчивать «неправильные» мнения, но и протежировать «правильные и необходимые по политическим соображениям». Это может осуществляться как угодно: от спонсоринга правильных НКО по обеспечение первых мест в результатах поисковиков (Google, Microsoft) и вплоть до влияния на алгоритмы того, каким будет соотношение показа «чего-то корректного» и «некорректного» в соцсети (Facebook, Twitter). В сущности, ЕС себе таким образом обеспечила информационную монополию на «правильные» данные и запустила политическую цензуру. Тем самым удалось вернуть Европу во времена самой жёсткой политической цензуры абсолютизма Баха, только с несколько более изысканными инструментами.
Правительство оплачивает НКО, правительствами оплачиваемые НКО обозначают неудобные мнения «hate speech». IT-компании отстраняют неудобные мнения со своих серверов. В то же время они обеспечивают, чтобы правительство и ЕС получили первые места в поисковиках и большую возможность распространять по соцсетям собственные мнения, а не оппозиционные. На напоминает это вам «руководящую роль Партии»?

Криминализация противников ЕС

Удалось создать или как минимум положить фундамент своего рода новой инквизиции, которая в соответствии с лучшими традициями своей средневековой предшественницы обеспечит, чтобы еретические мнения и неудобные высказывания просто исчезли из общественного пространства. А затем чтобы исчезли и люди, которые их представляют. Это обеспечит краткое упоминание в тексте о действиях в соответствие с директивой 2008/913/SVV, которая приказывает криминализировать любое «hate speech» странам-членам ЕС.
Что в «кодексе» не пишется, но в тексте читается между строчками, это абсолютно неприкрытое намерение спровоцировать появление автоцензуры и так называемого chilling effect, причиной которого является возможность криминализации и главное риск потери социальных связей, которые строятся через соцсети. А как мы знаем, потеря социальных связей является одной из сильнейших мотиваций, которая позволяет держать человека на крючке, заставляет его покорно вилять ногами и не говорить лишнего.

Chilling effect и комиссар Йоурова

Chilling effect является ситуацией, когда люди не могут воспользоваться своими законными правами и свободами. Этот термин описывает ситуацию, в которой правам, например, на свободу высказываний и волеизъявления угрожают возможные негативные последствия применения этих прав. Как следствие, это затыкает рот критикам даже там, где критика абсолютно оправдана. Этот эффект особенно наблюдается там, где организации или отдельные лица имеют достаточную силу, чтобы создать невыносимые условия остальным высказывать другое мнение. Кто хочет о chilling effect и его механизме узнать больше, пусть он прочитает этот сайт, где приводятся и конкретные примеры.
Интересно, что значительная часть директивы – это инициатива чешского еврокомиссара Веры Йоуровой, которую даже цитируют:
Комиссар ЕС по вопросам юстиции и гендерного равенства Вера Йоурова заявила: «Недавние теракты напомнили нам о насущной необходимости борьбы с незаконным онлайн-разжиганием ненависти. Социальные медиа, к сожалению, являются одним из инструментов, которые террористические группы используют для радикализации молодежи, а расисты – для распространения насилия и ненависти. Это соглашение является важным шагом вперёд, чтобы гарантировать, что интернет остается местом свободного и демократического выражения, где европейские ценности и законы соблюдаются. Меня радует, что IT-компании обязуются обучить сотрудников оценивать ксенофобские высказывания, размещённые в Сети, и в случае необходимости, удалять их в течение 24 часов».
Отвратительно прикрываться погибшими в терактах для того, чтобы как террористы свернуть шею свободе слова. Наступают на самом деле недобрые времена.