Поиск по этому блогу

суббота, 11 сентября 2010 г.

Чиновничий бунт Лужкова

Московский мэр объявил войну Кремлю

Чем дольше человек находится во власти, тем труднее он с ней расстается. И даже, если он сам иногда понимает, что пора уходить, потому что этого требует новое время и новые обстоятельства, расстаться с высоким начальственным креслом нет никаких сил. И это не только выработанная годами привычка, но и страх – а вдруг за что-то содеянное придется отвечать? Надеяться тут можно только на одно – на систему, в которой не только служил, но и сам ее создавал.
Система изначально была рассчитана на одного лидера и когорту незаменимых, поэтому она сама старалась любыми способами закрепить и продлить их пребывание во власти. В политической науке такая форма государственного правления, организационно рассчитанная на узкую элитарную группировку, определяется просто – авторитаризм.

Долгое время в когорте незаменимых были такие политические "тяжеловесы", как Минтимер Шаймиев (Татария), Муртаза Рахимов (Башкирия), Эдуард Россель (Свердловская область), Петр Сумин (Челябинская область), Вячеслав Штыров (Якутия), Владимир Чуб (Ростовская область), Сергей Катанандов (Карелия), Кирсан Илюмжинов (Калмыкия), Леонид Полежаев (Омская область), Виктор Кресс (Томская область), Евгений Савченко (Белгородская область), Аман Тулеев (Кемеровская область) и, конечно, Юрий Лужков (Москва). Многие из них проработали на своих президентских и губернаторских постах четыре срока, некоторые пошли на пятый.
Об изменении элитного кадрового состава властной вертикали и речи не шло: казалось, что даже намек на это может вызвать если не социальные волнения (ведь народ-то к ним привык), то, по крайней мере, серьезные сбои в системе управления регионом. Но когда эти столпы государства сознательно или по рекомендации сверху стали подавать заявления об отставке, выяснилось, что ничего катастрофического не происходит. Идет нормальный процесс обновления, без которого не может обойтись любая, даже авторитарная власть.

Властная система изначально была рассчитана на одного лидера и когорту незаменимых
Правда, есть в этой кадровой перелицовке существенный нюанс: одно дело, если руководитель субъекта уходит сам, и другое, когда ему всячески намекают на то, что он должен уйти. Причем, досрочно, потому что именно такая отставка выгодна системе. Трудно сказать, какие эмоции испытывает при этом человек, которому "намекают", но в том, что они сугубо отрицательные, сомнений нет. Это видно на примере московского мэра Лужкова. Его желание либо не уходить вообще, либо "уйти красиво" летом следующего года, когда истечет срок его властных полномочий, столь велико, что Юрий Михайлович решил защищаться, объявив войну президенту Дмитрию Медведеву. Судя по тому, как Лужков ведет сегодня свои боевые действия, он и раньше не испытывал особого пиетета к главе государства, но приличия, которые требует от него сама должность столичного градоначальника, соблюдал, поскольку существует такая элементарная вещь, как субординация.
Слухи об отставке мэра Москвы периодически распространялись уже давно, но сам он относился к этому с иронией, понимая, что пока у власти находится его партия "Единая Россия", которой во время выборов необходимо набрать большой процент голосов избирателей, ему ничего не грозит. Потому что только он, Лужков, может это обеспечить. Конфуз с выборами произошел минувшей осенью, когда Лужков "перестарался" и это обернулось громким политическим скандалом. Еще один конфуз с мэром случился, когда в телеинтервью Познеру сказал о том, что выборы губернаторов надо вернуть. "Если кого-то из глав регионов она (нынешняя система назначения) не устраивает, то они должны понять, что они не являются частными лицами, и они могут подать мне заявление", – сказал на следующий же день президент Медведев. Лужков, конечно, в отставку не подал и даже объяснил, что его не так поняли, но крепко обиделся – ему еще никто не делал таких публичных замечаний.
Между тем, поводов для замечаний становилось все больше: скандальный снос "Речника", аресты уличенных во взятках московских чиновников, "евсюковщина" московской милиции (президент лично снял с должности главу столичного ГУВД, не предупредив об этом Лужкова), ситуация вокруг Генплана Москвы, скандальные внешнеполитические заявления мэра, жестокие разгоны митингов на Триумфальной площади, пробки на Ленинградке, Химкинский лес и интересы "Интеко", августовский отпуск мэра... Кстати, по поводу последнего Лужков принял довольно остроумное тактическое решение, вовремя прибежав к премьеру Путину. Выступая в передаче "Лицом к городу", мэр Москвы заявил, что председатель правительства его поддержал, а из администрации президента "пошел пинок" – там якобы выразили недовольство его недельным отсутствием на рабочем месте.
К этому времени Лужков уже, возможно, знал о том, что в Кремле принято принципиальное решение не переназначать его на новый срок. Формально потому, что по новым критериям кандидат на должность главы региона не должен быть старше 70 лет (Лужкову уже 74 года), а фактически потому, что к мэру довольно много претензий. Даже штатные политологи "Единой России" отмечают, что Лужков выстроил в столице "структуру управления и взаимоотношений между влиятельными группами как замкнутую систему, которая требует как минимум упрощения, а в последующем – системной модернизации. Кроме того, каждый из уровней московской власти должен получить тщательную правовую оценку – прежде всего с точки зрения соблюдения федерального законодательства". (Цитата из аналитического доклада Дмитрия Орлова "После Лужкова").

Самый оптимальный для Кремля вариант – уход Лужкова нынешней осенью
Сегодня многие эксперты считают, что менять Лужкова накануне выборов в Госдуму власти не выгодно, поскольку мэр обеспечивает отличные результаты голосования для "Единой России". Однако и откладывать отставку на 2012 год, когда пройдут выборы президента, тоже нельзя. Самый оптимальный вариант – его уход нынешней осенью. Но сам Лужков к этому не готов. Он намерен оставаться на своем бессменном посту до тех пор, пока не уладит дела со своим, выбранным им самим, преемником. Кремль не дает ему такой возможности, что вызывает у московского градоначальника вполне объяснимое ожесточение. Самая яростная и беспрецедентная атака сторонников Лужкова на президента Дмитрия Медведева произошла 1 сентября, когда в газете "Московский комсомолец" появилась статья "Конкуренция вокруг Москвы". Некий доселе никому не известный "публицист", скрывающийся под псевдонимом Юрий Ковелицын, проанализировал причины нападок на мэра. Первая – зависть к самому Лужкову, который сделал в Москве "практически то же, что и в Объединенных Арабских Эмиратах, – создана удобная инфраструктура и комфортные (по крайней мере – на общероссийском фоне) условия ведения бизнеса", и к его жене Елене Батуриной, которая благодаря своим талантам обеспечила в столице "строительный бум". Вторая – корыстный цинизм "сговора федеральных властей с перекупщиками украденного у страны" (речь идет о 90-х). Третья – мэр оказался "на политическом разломе", точнее – в точке "столкновения двух политических платформ – даже плит – питерского происхождения".
Медведева при этом автор статьи открыто называет "временщиком", вокруг которого Путин хоть и "предусмотрел множество сдержек и противовесов", но гонения на мэра "из-за Зубчатой Стены" выходят "далеко за рамки всяческих политических приличий". Далее идут предупреждения. О том, что "вопрос власти неизменно – в любой стране и в любую эпоху – решается в столице" (при этом предлагается "вспомнить судьбу СССР"). О том, что "смена руководителя Москвы, лояльного премьеру" "открывает дорогу цветному бунту". И о том, насколько может быть опасен "досрочный выход на свободу Ходорковского". Короче, самым главным хранителем стабильности в стране, гарантом в ней порядка является вовсе не президент России, и даже не премьер, а мэр Москвы Лужков, трогать которого нельзя, так как это чревато ни много, ни мало революцией.
По сути, вся эта статья выглядит трагикомичным и глупым фарсом. Апологет пожизненного правления Лужкова не владеет даже элементарной информацией, иначе он постеснялся бы, например, сравнивать Москву с Арабскими Эмиратами. А факты выглядят так: в октябре 2009 года Всемирный банк провел исследование по условиям ведения бизнеса в 10 городах России. Москва оказалась самой худшей среди российских городов по деловому климату – здесь сложнее всего начать и вести бизнес. Этот доклад стал главной причиной того, что Россия опустилась в глобальном рейтинге, заняв 120-е место среди 183-х стран мира.

Президент Медведев не поздравил мэра Москвы с Днем города
Двумя днями позже вышла еще одна статья – в "Российской газете", на этот раз за подписью самого Лужкова. В ней мэр говорит о том, что трасса, которая пройдет через Химкинский лес, это и есть тест на модернизацию. А все остальное – "маниловщина". По его мнению, сейчас в обществе сложилась "крайне тяжелая и не соответствующая задачам развития моральная атмосфера", идет "очернение реальности", нет взаимного доверия, солидарности, "опоры на авторитеты и принципы". Вспоминает он и СССР, который погиб "не только из-за проблем экономической эффективности", но и из-за "дискредитации системы управления". Доверия внутри самой власти к отдельным ее представителям действительно становится маловато, хотя в этом, безусловно, виноваты сами представители. СМИ сообщают, что президент Медведев, в отличие от премьера Путина, не поздравил мэра Лужкова с Днем города. Всех москвичей поздравил, а лично градоначальника – нет. Более того, глава государства даже отменил свое участие в приеме, на котором должен был присутствовать Лужков. А помощник президента Аркадий Дворкович в своем микроблоге написал: "С днем рождения, Москва! Любимая и ужасная. Город, куда хочется возвращаться и откуда хочется бежать. Давайте сделаем наш город лучше!".
Лужков, в свою очередь, сделал ответный ход – наградил вице премьера Игоря Сечина знаком отличия "За заслуги перед Москвой", отметив его "большой вклад в социально-экономическое развитие столицы". Вроде бы, все это мелочи, но в нашей политической реальности они выглядят довольно знаковыми событиями.
Практически все эксперты, наблюдающие за действиями Лужкова, отмечают, что он вышел на тропу войны с Кремлем. Причем, делает это нарочито демонстративно, подчеркивая при этом свою политическую лояльность не властному тандему, а лично премьеру Путину. Он как бы показывает, что уже сделал свой чиновничий выбор и определил "более сильного" задолго до президентских выборов 2012 года. Видимо, мэра Москвы нисколько не беспокоит, что Путину такая "исключительная преданность" может и не понравиться. Хотя бы потому, что Лужков слишком рано и рьяно пытается разделить и противопоставить друг другу двух лидеров, преследуя при этом свои личные и далеко не бескорыстные интересы. Сегодня он готов стать во главе бюрократического бунта "несогласных", но кто знает, понадобится ли вообще этот бунт.
http://www.novopol.ru/-chinovnichiy-bunt-lujkova-text89553.html