Поиск по этому блогу

воскресенье, 19 сентября 2010 г.

ПРАВИЛА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ

Кирилл РОГОВ,

Институт экономики переходного периода
Практика неисполнения норм и законов приобрела в России системный характер: государство внимательно следит за тем, чтобы действующие в стране правила нарушались только по определенным правилам.
Бюрократический аппарат торгует правами на нарушение определенных правил. Тот, у кого таких прав окажется больше, получает значительные преференции. К примеру, эффективность предприятия зависит не от объективных показателей его рентабельности — размеров прибыли, роста производства и так далее, а от того, сколько и, главное, какие права на нарушения правил смог себе выторговать у чиновников руководитель фирмы.


Мы все прекрасно знаем, что у нас многие правила не выполняются. То есть существует правило, но на самом деле его можно обойти. Но если посмотреть глубже, то мы увидим, что это не хаотическое неисполнение правил, а функционирование некоторой системы. Это специфический правовой режим, который я называю «режимом мягких правовых ограничений».
Смысл в том, что существует система, в которой правила не исполняются систематически, а функция правил в этой системе заключается не в том, что они должны исполняться, а в том, что они должны нарушаться. Они нарушаются, но нарушаются по определенным правилам.
К примеру, бывают карточные игры, в которых выигрывает тот, кто набрал больше всего карт. А бывает такие игры, где карты надо сбросить. Точно так же бывают правовые решения, в которых правила существуют для того, чтобы они исполнялись. А бывают такие, в которых они существуют для того, чтобы не исполнялись.
В этой системе правила создаются таким образом, что их исполнение является прямой издержкой и неудобством, а нарушение дает некоторое конкурентное преимущество. В результате вся жизнь общества строится как некая бесконечная торговля всех субъектов за получение прав на нарушение правил. Правила, еще раз подчеркну, не исполняются по определенным правилам. Вы не можете просто хаотически нарушать все правила.
Бывают такие ситуации в жизни страны, государства, когда государство не может принудить граждан исполнять правила. Например, такая ситуация в России была в начале 90-х годов, когда силы правопорядка и вся бюрократическая система не способны были принудить граждан исполнять правила.
Государство, бюрократическая система позволяет людям нарушать правила, но по определенным правилам. Каждый бюрократический орган имеет свои права на выдачу людям прав на нарушение определенных правил. И что важно в этой системе — бюрократический орган следит не за исполнением правил, а пресекает их несанкционированное нарушение.
Я это покажу на примере ГИБДД. ГИБДД — такая бюрократическая система, такой бюрократический орган, который в принципе не заинтересован в том, чтобы сокращать количество правонарушений, не заинтересован в оптимизации контроля, не заинтересован в снижении стимула к нарушению правил. Он заинтересован в том, чтобы все его сотрудники, весь его личный состав был распределен по площадкам, по точкам, где нарушаются правила, и вел торг по нарушению правил. Как ни странно, ГИБДД совершенно не практикует у нас патрульную службу, не движется, как другие дорожные подразделения, по трассам и дорогам, наблюдая процесс движения автомобилей. А ведь только в этом процессе служба и способна обеспечить безопасность дорожного движения, наблюдая за самим процессом движения. Наоборот, ГИБДД создает некоторые точки, в которых проверяет выполнение определенных правил, которые, надо сказать, лишь косвенно связаны с проблемой безопасности дорожного движения: проверяет наличие техосмотра, наличие документов, наличие страховки. 80 процентов деятельности сотрудников ГИБДД уходит на это. Потому что им важно провести этот торг вокруг права нарушать правила. И в этом состоит ее служба.
Это я пытаюсь проиллюстрировать то, что бюрократические органы в этой системе не следят за соблюдением правил, а пресекают несанкционированное нарушение правил и торгуются вокруг них.
В этой системе, что характерно, в принципе нарушение правил осуждается, но оправдывается как общепринятое и неизбежное. Люди, в принципе, убеждены, что нарушение правил повсеместно. И даже, может быть, им кажется, им представляется нарушение правил в больших масштабах, чем на самом деле. Все убеждены, что всюду нарушаются правила. Это создает определенные стереотипы поведения, когда исполнение правил, следование правилам, выглядит как маргинальное поведение, в то время как стандартным поведением является поведение с нарушением правил, которое еще и стимулируется. Наиболее успешным считается человек, который сумел выторговать себе наибольшее количество прав на нарушение правил.
Что еще характерно для той системы? Правила нарушений правил здесь меняются. Это очень важная вещь для поддержания стабильности системы, и даже некоторой конкурентности. Зачем это нужно? Потому что в результате никакой индивидуум, никакой субъект в этой системе не может чувствовать себя совершенно автономно. И он все время должен как бы проверять свое право на нарушение правил, обновлять свою связь с системой.
Вторая очень важная функция заключается в том, что это создает бюрократическую иерархическую систему. Понятно, что в системе, где правила нарушаются, но правила нарушений правил меняются, наибольшими возможностями контроля, наибольшей властью обладает тот, кто контролирует изменения правил нарушения правил. У нас получается как бы три этажа. У нас существует такой нижний этаж — это все мы, просители, которые выступают просителями за выдачу им индивидуальных прав на нарушение правил. Существует исполнительский уровень бюрократических систем, которые выдают права на нарушения правил. А так как правила нарушения правил меняются, то существует политический уровень — это люди, которые контролируют систему изменения прав на нарушения правил, и за счет этого как контролируют просителей, так и могут торговаться с исполнительским уровнем, который выдает права на нарушение правил.