Поиск по этому блогу

пятница, 17 сентября 2010 г.

Александр Никитин отмечает 10 лет свободы после победы над ФСБ

Десять лет назад, после более чем 5-летней судебной тяжбы, Верховный Суд России опубликовал окончательный вердикт о том, что Александр Никитин, бывший морской офицер и инспектор по ядерной безопасности, невиновен по всем пунктам обвинения в государственной измене и шпионаже, которые были выдвинуты против него Федеральной Службой Безопасности (ФСБ) – преемником КГБ. Чарльз Диггес

Тем не менее, Никитин сам скоро указал на то, что его дело, которое должно было быть отправной точкой для дальнейшего прогресса, было единичным случаем, который не будет повторён в России, где в коридорах власти сейчас преимущественно правит ФСБ.
После помилования Никитин сказал: «Это было невероятное облегчение после стресса, которое продолжалось в течение целых пяти лет, и я почувствовал веру в демократическое будущее России». Вместе с тем он отметил, что, к сожалению, эта вера скоро исчезла.
Обвинённый в 1996 году в двух преступлениях, которые могли привести к смертной казни за его вклад в главу, посвященную авариям на атомных подводных лодках СССР и России, и уровням радиации в докладе BELLONA «Российский Северный флот: Источники радиоактивного загрязнения», Никитин был арестован и провел следующие пять лет, пытаясь очистить свое имя в новой демократической России.
Арестованный в Санкт-Петербурге в феврале 1996 года, он провел многие месяцы просто пытаясь получить доступ к правозащитнику и адвокату Юрию Шмидту. ФСБ со своей стороны требовала, чтобы Никитин согласился на их адвоката, который не был так уверен в его невиновности. В конце концов, Шмидт получил доступ к своему клиенту по решению Верховного суда.
В декабре того же года, Никитин был освобождён из-под стражи под подписку о невыезде. Но это было только начало.
Его дело прошло путь через 80 слушаний в судах разных инстанций.
Многие из выдвинутых против него обвинений были основаны на секретных военных указах, с которыми даже его адвокату не было дозволено знакомиться, и которые были реанимированы со времен СССР и применялись задним числом.
Тем не менее, борьба была поддержана «Беллоной», а также другими российскими правозащитниками и юристами, и стала способом сильнейшего международного давления на администрацию Бориса Ельцина.
В декабре 1999 года городской суд Санкт-Петербурга вынес вердикт о невиновности.
Сторона обвинения сразу же подала кассацию в Президиум Верховного суда – но Президиум суда отклонил ее 13 сентября 2000 года, сделав, таким образом, Никитина единственным человеком в истории СССР и России, который выиграл дело против системы ФСБ-КГБ.
Сегодня, по прошествии 10 лет, Никитин видит это как просвет среди туч, которые уже прошли, но также отмечает, что появились новые тучи, и что он никогда бы не был освобожден в сегодняшней России.
Рождения экологического сознания в России
«До этого дела [против меня] мало кто занимался защитой окружающей среды и правами человека. Слова «Экологические права» были слышны редко, а проблема экологических прав практически не обсуждалась», – говорит Никитин.
«Иногда кто-то связывал право на жизнь, право на достоверную информацию с правом на благоприятную окружающую среду. После нашего случая, всё коренным образом изменилось. Сегодня миллионы россиян заботятся, в первую очередь, о своём праве ходить по чистой земле, дышать чистым воздухом и пить чистую воду», – сказал он.
Когда его спрашивают, почему он думает, что ему удалось стать единственным человеком, когда-либо победившим ФСБ, Никитин говорит, что это знак, присущий времени, когда Россия была более открыта к преобразованиям после распада Советского Союза.
Объясняя, как он выиграл дело, он сказал: «Наверное, просто совпадение. Ведь действительно, в истории СССР и России не было случая, когда человек выиграл бы дело в суде против ФСБ-КГБ».
«Я думаю, что [победе в моем случае] помогла не только моя полная невиновность, но и ситуация в России, когда шёл процесс демократизации, а также огромное внимание, которое было оказано этому делу», – говорит Никитин.
Десятилетие отступления от демократических реформ в России
Продолжающаяся последнее десятилетие открытая война Кремля под руководством бывшего офицера КГБ, бывшего президента, ныне премьер-министра Владимира Путина, в отношении организаций гражданского общества, особенно тех, кто защищают права человека и окружающую среду, подрывает демократический прогресс, вдохновлённый победой в деле Никитина.
В результате, Никитин не думает, что если бы его дело произошло в сегодняшней России, оно бы закончилось оправданием, которого он достиг в 2000 году.
«Сегодня судебная система слишком зависит от (президентской) Администрации, а в администрации сейчас на всех руководящих постах преобладают люди из ФСБ», – сказал Никитин.
Но у Никитина по-прежнему есть желание бороться. Он продолжает работать председателем Экологического правозащитного центра «Беллона» в Санкт-Петербурге – организации, которую он основал сразу же после его освобождения из-под стражи и последующего получения премии Goldman Environmental Prize – самой престижной награды, присуждаемой защитникам окружающей среды.
Сегодня в петербургском офисе трудится почти два десятка российских экспертов и журналистов в сфере экологических прав
http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2010/nikitin_10_years